Смотрю 2 сезон Войн Клонов, в основном чтобы на клоновские бои посмотреть, но замечается много чего интересного. Огорчающего. Вообще, у меня имеется еще одна глобальная задачка - разобрать, почему Филони в Ребелсах сделал такой упор на Асоку, отчего она названа триггером для Дарт Вейдера. Видимо, мозги подсознательно работают и ищут ответы.
Немножко истории вопроса.
Имеется факт: Асока единственная, кого Анакин упрекает в своем переходе на темную сторону. Не Оби, не Падме, не канцлера. Асоку. Понятное дело, видение Асоки можно расшифровать как ее собственные чувства (и это наверняка так и есть). Но стиль Филони отличается редкой неизвилистостью, он не вводит зрителя в заблуждение. Правило такое: если персонаж что-то искренне утверждает, значит, с какой-то точки зрения оно так и есть. Но факту об Асоке придается значение общесериальное! Он всеми художественными средствами передается как правда, и это-то как раз и странно, учитывая общепринятую версию, что в падении Анакина виноват он сам и все окружающие в равной степени (иногда исключаются Оби и Падме ))))).
И вот в четвертой и пятой сериях я вижу, что Падме и Оби разделяют коллективную ответственность. Но я никак не могу припомнить ни единого факта, который эту же ответственность передает и Асоке. И тут я нахожу разгадку, и она мне не по душе.
Начнем с простого.
Анакин и Падме. Все никак не могу их соотнести с их фильмовскими вариациями, разница огромна. Ну, понятно, в мульте они такие, какими должны быть - и внешность, и манеры, и поведение, в сериале хватает времени их раскрыть как нужно Джорджу, так что сравнение необязательно. Они оба более взрослые и более... связаны между собой, но неопытность Падме в человеческой близости видна еще ярче, чем в фильмах. Она... мыслит как сенатор, как человек положения, чем Анакин никогда не был. Но он научился держать фасад. Он прекрасный генерал, он джедай на равных с другими джедаями, он держится с достоинством и с адмиралами, и с Таркинами, и с сенаторами... а у Падме уже ничего кроме фасада не осталось. Вот так: ПАДМЕ - ЭТО ОДИН СПЛОШНОЙ ФАСАД. Недаром была во втором эпизоде вырезанная сцена, где Сола втолковывала Падме о том, что она обязана задуматься о себе. Сестра не знала, что сенатор потеряла себя где-то в процессе перехода с трона на сенаторскую платформу.
Думаю, вывод тут избыточен, но сформулирую все же. Анакин держит себя на людях иначе, но ему нужно место, где он может стать собой. Вот как в 2-4: Анакин, не задумываясь, между делом: я пришел домой... Падме, с тяжким вздохом: ты считаешь это место домом? Дом у него с Падме, где бы она ни была. У Падме дома нет, потому что она со всеми одинакова, но это не искренняя Падме, это не ее суть. Она не возвращается к первоэпизодной себе, они с Анакином на разных уровнях - всегда.
Ну а Анакин не умеет будить в людях их истинные сущности.
Вот, не женитесь, люди, в такой молодости, сложности неизбежны! )))
Единственный, кто за единственным же исключением не имеет фасада с Анакином - это Палпатин. Канцлер ни разу не снял эту маску бесфасадной псевдоискренности. Убийственная ирония.
Анакин и Рекс. Капитан восхитительный персонаж и потрясающий человек, но не потому, что он там какой-то правильный или особый или еще какая-нибудь хрень. Он колоссален по задумке и офигенен по исполнению, потому что он такой... человек. У него свой характер, свои границы поведения, он сомневается в ненужные моменты и не задает вопросов в нужные, он не может застрелить Крелла, он не верит Файвзу, он сделает для Анакина все...
Но все клоны генетически лишены свободы. Это факт.
Для обычных людей свобода - это освобождение от, скажем, страха, заблуждений, это нахождение личных границ, уважение окружающих... Для клона обрести свободу означает пойти против "программы". Догма освобождается, когда стреляет в генерала. Он взвесил свои убеждения на весах совести и сделал освобождающий выбор. Файвз освобождается, когда не может отпустить ситуацию с Тапом и начинает расследование. Рекс... освободился, когда вырезал чип.
Вывод: при всей взаимной заботе, уважении, поддержке, понимании Рекс до этого момента не может быть на равных со своим генералом. Анакин ничем Рексу не может помочь.
Но "освобождения" клонов происходят, когда Анакин уже находится глубоко в новом неосознаваемом рабстве. Ситуация поменялась - они снова не на равных. И когда Файвз говорит о чипах и конспирации, с Анакином у него ни единого шанса. Не потому, что Файвз ему не дорог или что он для него "расходный материал по единому образцу" - потому что в конспирации обвинен тот НА ТОТ МОМЕНТ УЖЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ, с кем Анакин может быть собой и кто ни разу не позволил заподозрить себя в неискренности с Анакином.
Джедаи проиграли, потому что не было видения ситуации, видения ситуации не было потому, что они отступили от своей сути. Анакин проиграл, потому что не было видения ситуации, видения ситуации не было потому, что он держался за свою суть всеми руками и ногами, а вокруг него были лишь само-предатели.
Но вот наконец и наше исключение, которое себя не предало, даже когда пришлось оставить Анакина. Анакин и Асока. Два сапога пара, причем не в поведении даже - в мировоззрении. Мировосприятии. Без фасадов и масок, без боязни совершать ошибки, с безграничным доверием к миру. Потом Асоке будет хорошо с новым поколением джедаев, потому что они в принципе свободны от джедайского ордена. Они слушают только себя и не подчиняются никому, кроме совести.
Что касается ухода Асоки, она бы эту лавину не остановила, так что упреки Анакина в любом случае рождены Темной стороной. Асока спасала себя от, как выражаются тумблеровцы, от окружающих ее toxic people. Так бы погибли оба.
И наконец, Анакин и Оби. Все плохо.
Все эти тумблеровские гифсеты ничуть не преувеличивают. Для Оби-Вана Анакин - весь мир, и на Мустафаре умерли оба. Оби безумно заботится об Анакине, это видно в каждом их взаимодействии, но Анакин эту заботу не считывает категорически. Я тоже не считывал, когда первый раз смотрел, это не показатель так-то, но в данном случае - еще один флажок. Почему Анакин не видит Оби-Вана насквозь, другой вопрос, я пока подробно не смотрел, но оба почему-то всегда соскальзывают в определенный паттерн отношений, и опять-таки - на фасаде. Да, они мило спорят аки старые супруги, как любит подмечать фандом, но "старости" отношений-то и нет, нет безграничной уверенности друг в друге - причем со стороны Оби не меньше, чем у Анакина. Полагаю, дело в собственной внутренней дисгармонии Оби-Вана. В роли посредника между нуждами Анакина и требованиями Ордена он хотел бы стоять целиком на стороне Анакина, но считает себя обязанным раз за разом сражаться, повернувшись лицом не к Совету, а к Анакину.
И естественно, все, столкнувшись с войной неподготовленными, имеют свойство портиться. Оби тоже портится. Меньше, чем Эни, потому что Оби-Ван в большем согласии своей совестью. Но перед лицом такого врага, видимо, неполного согласия недостаточно. Потому Оби тоже видит не больше остальных джедаев.
Потому ли в последних историях так значима физическая слепота персонажей?
Еще полет Эзры на Татуин. Обязательно не забыть подумать о нем в рамках концепций.
PS Когда я говорю о коллективной виновности за переход Ани на темную сторону, я подразумеваю принцип "все мы важны в равной степени, то есть, не важен никто". Поменяй ему все окружение, измени характер - он все равно перейдет на темную сторону, у него ни единого шанса, его переход так же неизбежен, как падение Республики. Палпатин зацепил самую суть его души, пусть в Мести Ситхов об этом лишь поверхностно. Вот зато возвращение Анакина было делом абсолютно произвольным, и все проблемы, которые наматываются на Анакина любезными режиссерами, работают исключительно на общую концепцию Джорджа. Винить кого-то больше, кого-то меньше бессмысленно.
PPS Но да, я принимаю ту сцену в джедайском храме планеты Лотал. В таком формате она действительно заложена в обоих сериалах. Ребелсы продолжают ВК концептуально и имеют начало и конец в замысле Джорджа.
PPPS И именно поэтому я так люблю клонов. Они начисто лишены всех этих... подводных течений.
PPPPS Только в том случае, если трагедия Люка Скайуокера как-то связана с этой темой, я смогу принять 8 эпизод как часть цельных ЗВ.